Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Мистическая трансперсональная психология

Философия трансперсональной психологии

Вольный перевод работы James E. Strohl Transpersonalism: Ego Meets Soul, Ed.D. Journal of Counseling & Development, Fall 1998, Vol. 76, pp. 397-403 с использованием материалов из руководства The Wiley-Blackwell Handbook of Transpersonal Psychology, Edited by H. Friedman, G. Hartelius, Wiley-Blackwell, 2013 с дополнениями автора сайта.

Трансперсонализм — это подход, который не бросает вызов и не отрицает другие модели психологии, но с уважением рассматривает расширенный взгляд на человеческую природу, включающий в себя элементы бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, юнгианского анализа и восточной психологии. Фундаментальное отличие трансперсонализма от других моделей основано на философии, лежащей в его основе.

Предположения, лежащие в основе трансперсональной перспективы, предполагают философское мировоззрение, романтическое по своей природе. Трансперсонализм можно точно описать как философское направление, которое разделяет мировоззрение таких художников и мыслителей-романтиков восемнадцатого и девятнадцатого веков, как Гете, Кольридж и Эмерсон. Романтизм и трансперсонализм разделяют видение человечества, которое подтверждает внутренние, преобразующие качества и трансцендентные реальности человека и продвигает экспериментальный подход к обучению и знаниям.

В философии романтизма и в трансперсональной психологии рассматривается динамическое участие человека в жизни окружающего мира, природы и духовных сфер, а не живущих изолированно и вне всего окружающего. Философское мышление трансперсоналистов соответствует романтическому представлению о том, что произведения человеческого разума не исходят из человеческого источника, а являются выражениями бесконечного разума и духа, проходящего через человека из глубочайшего царства природы, универсального мира.

Интересно, что этот же взгляд был отражен в экспериментально подтвержденной теории морфогенных полей английского биолога Руперта Шелдрейка. Морофогенные поля содержат информацию, которая считывается биологическими объектами.

Трансперсональная теория пытается преодолеть ловушки этноцентрических концепций человеческого развития, синтезируя философские и научные идеи восточных и западных традиций мышления. Хотя многие из теоретиков трансперсонализма принадлежат к западной культуре, они пытаются преодолеть свои собственные культурные ограничения, опираясь на идеи индуизма, Веданты, буддизма, шаманизма и другие мистических (т.е. основанных на духовном опыте) направлений философии.

Основные философские модели в психологии

Сегодняшние философские модели можно классифицировать в соответствии с их фундаментальными предположениями о природе существования. В этой классификационной системе выделяются четыре основные парадигмы:

  1. редукционизм,
  2. гуманизм,
  3. дуализм
  4. монизм.

Мыслители -редукционисты изучают бытие, разбивая явление на мельчайшие материальные компоненты. Сознание редукционисты считают результатом взаимодействия материальных субстанций – нейронов и нейронных сетей. Материалистам удобно предполагать, что мозговая субстанция является единственной и окончательной причиной или основой сознания и психики. Сознание, по мнению материалистов, является свойством материи или результатом различных свойств материальных элементов, объединенных сложным образом в системы. Прогресс физиологической науки с каждым днем ​​все отчетливее доказывает зависимость интеллектуальных процессов от функций нейросетей. Более того, в материализме невозможно представить себе, как состояния сознания могут воздействовать на материю или вызывать ее изменения, так как функция сознания – лишь отражение окружающей реальности.

Духовность души человека опровергается материалистами абсолютной зависимостью душевной жизни от телесных состояний. Утверждается, что интеллектуальные способности меняются пропорционально размеру мозга, его весу, сложности его извилин и интенсивности его активности. Умственные способности развиваются одновременно с ростом мозга и аналогичным образом ухудшаются при его упадке или заболевании.

Гуманистическая парадигма подчеркивает ценность и достоинство каждого человека как уникальной сущности, которую невозможно полностью понять, сводя человеческий опыт на более мелкие примитивные биологически обусловленные составные части. Гуманистические модели отвергают дегуманизацию редукционизма, но и не допускают признания трансцендентных или сверхчеловеческих уровней сознания, предлагаемых дуалистической и монистической парадигмами.

Дуалистические модели допускают существование сознания, превосходящего обычный человеческий опыт. Дуалистическая парадигма рассматривает опыт как результат взаимодополняющего взаимодействия двух основных принципов материальных явлений и сознания. Дуалисты верят, что материальное существо никогда не сможет полностью постичь безграничную, трансцендентную природу сознания.

Примером дуалистической концепции является взаимосвязь субъекта и объекта. Например, область архетипического опыта предполагает, что существует субъект (Эго), переживающий объект (архетип). Карл Юнг предположил, что архетип имеет двойственную природу, существующую как в психике отдельного человека, так и в мире в целом. Непсихический элемент, или "психоидный" архетип, представляет собой синтез инстинкта и духа и недоступен сознанию. Архетип — это не просто психическая сущность, но, по сути, мост к материи в целом. Юнг использовал термин unus mundus для описания единой реальности, которая, по его мнению, лежит в основе всех проявленных явлений, наблюдаемых или воспринимаемых вещей, существующих в физическом мире. Он рассматривал архетипы как посредников unus mundus, организующих не только идеи в психике, но и фундаментальные принципы материи и энергии в физическом мире. Психоидный аспект архетипа произвел впечатление на лауреата Нобелевской премии по физике Вольфганга Паули, который принял концепцию Юнга и считал, что архетип обеспечивает связь между физическими событиями и сознанием изучающего их ученого. Таким образом, архетипы, которые упорядочивают наши восприятия и идеи, сами являются продуктом объективного порядка, превосходящего как человеческий разум, так и внешний мир.

Монистическая парадигма рассматривает все явления как творческие, иллюзорные выражения первичного единого поля сознания. Спиритуалистический монизм или идеализм преодолевает все трудности, касающиеся описания отношений между телом и разумом или возможности взаимодействия между ними, смело отрицая реальность любой материальной субстанции, существующей самой по себе без разума. Монизм утверждает, что наше сознание является непосредственным и первичным, в то время как наша уверенность в реальности материи в лучшем случае опосредована и вторична. Идеалисты-монисты настаивают на том факте, что все наши понятия о субстанции, причине, энергии и т. д. в первую очередь вытекают из нашей собственной умственной деятельности, и что в конечном счете мы никогда не сможем ничего узнать о природе материю, за исключением того, что дано в наших психических состояниях. Монизм предполагает, что материя не может воздействовать на разум, и, наконец, приходит к выводу, что наиболее философский курс состоит в том, чтобы отрицать всю внементальную реальность материи и смотреть на кажущийся независимым материальный мир как на иллюзорное творение или эманацию самого разума. Монисты в своем стремлении к единству всего сущего утверждают, что все разумы в действительности едины – все индивидуальные сознательные существа суть лишь волны в одном океане Вселенского Сознания. Считается, что этот уровень чистого сознания является фундаментальным источником всего, что существует в феноменальном мире, включая сам человеческий опыт. Монистическая психология считает, что люди могут достичь пробужденного состояния единства сознания, в котором традиционные концепции пространства, времени, изолированных объектов, причины и следствия теряют свое значение.

Например, в индийском духовном учении Адвайта-веданте (термин адвайта означает "не два") и относится к тому факту, что внутреннее и внешнее неотделимо друг от друга. Атман, внутреннее "Я" человека, идентично брахману, ведантическому "Я", которое есть чистое существование и безграничное сознание. Самость - это творческий источник всего, она не подвластна времени или пространству, радикально едина в том смысле, что у нее нет частей, измерений или аспектов, и является единственной реальной вещью во всем существовании. Все сотворенные вещи, включая время и пространство, черпают свою кажущуюся реальность из "Я", и представление о том, что любая сотворенная вещь, аспект или качество обладает какой-либо независимой реальностью, которая не проистекает из "Я", считается иллюзорным. Осознание того, что собственное внутреннее "Я" — осознание, которое остается после того, как каждый объект осознания отброшен в сторону, — на самом деле является субстратной реальностью всего творения, которая освобождает ищущего от попыток найти удовлетворение в кажущейся реальности внешнего, доступного ощущениям мира, ибо внутреннее "Я" уже является всей полнотой этого к получению которого могло бы стремиться любое человеческое желание.

Психология первой и второй сил (психоанализа и бихевиоризма) представляют собой классические редукционистские модели. Они размышляют над совокупными причинными факторами и наблюдают текущие поведенческие проявления. Гуманистические подходы третьей силы ориентированы на рост, эволюцию и развитие человеческого потенциала. Гуманистическую парадигму можно рассматривать как переходное звено между редукционистской парадигмой и более духовными, основанными на трансцендентности дуалистическими и монистическими моделями.

Традиционная современная психология обычно придерживается редукционистской и гуманистической парадигм. Но Маслоу, Юнг и другие психологи перекинули мост, позволивший западной психологии философски мигрировать в дуалистическую и монистическую сферы восточной философии.

Трансперсонализм, четвертая сила психологии, включает в себя как дуалистическую, так и монистическую модели. Дуалистическая перспектива иллюстрируется общей теорией систем психологии Юнга и моделями пастырского консультирования. Эти дуалистические подходы изображают все полярности как взаимодополняющие и гармоничные, делая упор на интеграции божественных и человеческих качеств людей.

Монистическая психология посвящена обращению внутрь, к своей более глубокой природе. Это представляет собой процесс развертывания, который раскрывает истинный источник бытия и лежащее в основе единство всего существования. Внутренняя направленность монизма резко контрастирует с обратным отражением редукционизма и направленностью вперед к росту и эволюции гуманистической и дуалистической психологии.

Монистическая модель утверждает, что люди могут освободиться от иллюзорных ограничений, налагаемых физическим миром, и достичь психологического состояния, которое признает универсальное сознание, лежащее в основе всего творения. В этом состоянии человек осознает истинный источник своей личности и освобождается от границ и ограничений времени, пространства и причинности.

Каждая редукционистская, гуманистическая, дуалистическая и монистическая парадигмы опираются на структуру предыдущей парадигмы. Все четыре парадигмы обращаются к отдельному, действительному аспекту существования. Каждая последующая парадигма охватывает ориентиры предыдущей парадигмы, а также признает расширенные уровни человеческого функционирования.

Монизм можно понимать, как представляющий наиболее полную перспективу, в то же время вмещающий более ограниченные редукционистские, гуманистические и дуалистические системы взглядов. Монисты используют редукционистские, гуманистические и дуалистические принципы, когда имеют дело со структурой и формой феноменального мира, одновременно признавая, как иллюзорность телесной вселенной, так и единство, лежащее в основе всего творения.

Точно так же трансперсонализм строится на основе более ранних психологических парадигм. Трансперсонализм не заменяет, а охватывает и дополняет психологию первой, второй и третьей сил (психоанализа, бихевиоризма и гуманизма). Трансперсональная психология признает, что психоанализ, бихевиоризм и гуманизм изучают свои области человеческого функционирования, и что каждое направление важно для понимания и функционирования в определенной сфере жизни. Наконец, трансперсонализм эклектичен по своей природе, поскольку он включает в себя все три точки зрения, одновременно сосредотачиваясь на расширенных человеческих качествах, ранее игнорируемых тремя другими ветвями психологии. Читайте об особенностях консультирования в трансперсональном подходе

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/