Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Внутренний ребенок

Внутренний ребенок

Андрей Демкин

«Крик, который мы слышим из глубины наших сердец, исходит от раненого ребенка внутри».

буддийский духовный лидер Тич Нат Хан

На иллюстрации: 
памятник прп. Сергию Радонежскому в Радонеже (1988 г.), скульптор В. М. Клыков.

 

В то время как многие думают, что детство заканчивается в восемнадцать лет, вся история западной глубинной психологии показывает нам, что детство на самом деле не “заканчивается”, а полностью присутствуют в настоящем моменте жизни каждого человека в любом его возрасте. Для описания этой структуры части человеческой души, которая одновременно включает прошлое в настоящее, используется метафора «Внутреннего ребенка» — одна из самых распространенных в психотерапии в настоящее время. Согласно определению Кембриджского словаря, «Внутренний ребенок является частью личности, которая все еще реагирует как ребенок и чувствует себя ребенком».

Термин «Внутренний ребенок» используется для описания внутренней связи с нашим детским «Я» и нашими детскими воспоминаниями, опытом и решениями. Общая идея состоит в том, что у всех нас – взрослых постоянно присутствует детский аспект нашей личности в нашем бессознательном. Он отражает реального ребенка, которым мы когда-то были, как в «негативном», так и в «позитивном» аспектах. У некоторых людей было счастливое и здоровое детство с заботливыми родителями, которые защищали их от стресса, и они естественным образом находятся в гармонии со своим Внутренним ребенком и принимают его. Но другие пережили тяжелые испытания — жестокое обращение, пренебрежение, отвержение, оставление, потерю родителей, бедность — и им не хватает способности обработать эти чувства и понять свою боль и страдания. При этом большинство людей не осознают, что последствия этих детских воспоминаний заставляют их делать определенные выборы пути, решений, реакций и чувств во взрослой жизни.

Психиатр Станислав Гроф, проводя опыты с психоделическими средствами и возрастной регрессией, обнаружил, что в структуре Внутреннего ребенка сохраняется даже околородовой опыт (внутриутробный опыт и опыт процесса рождения), переживания и решения этих периодов жизни.

История появления термина «Внутренний ребенок»

Конструкт Внутреннего ребенка – это концепция одной из субличностей, независимо действующих в нашей психике (внутреннем психическом пространстве, внутреннем мире или разуме). Концепция субличностей используется в юнгианском анализе, психосинтезе, гештальттерапии, транзактном анализе, эмоционально-образной терапии, терапии образной коммуникации, терапии внутренних семейных систем, в когнитивно-поведенческой терапии для описания внутренних психических процессов и феноменов.

Психологическая концепция Внутреннего ребенка была впервые предложена психологом Карлом Густавом Юнгом после того, как он исследовал свои детские внутренние чувства и эмоции, осознав, что потерял собственный творческий потенциал и любовь к творчеству, которые у него были в детстве. Он заметил эмоции, возникшие при воспоминании о своем детском творчестве, и решил развивать отношения со своим внутренним «маленьким мальчиком». В результате он определил архетип «Божественного ребенка», который, казалось бы, приходит в мир уязвимым и таким слабым, но который выживает несмотря ни на что. Он выживает, несмотря на суровую и неприветливую внешнюю среду, враждебность мира всех сил, выстроившихся против него. Этот ребенок выживает и даже процветает. Не правда, ли – это ведь и история каждого из нас? Архетип Божественного ребенка прослеживается во многих религиях и мифологии: это истории молодого Моисея и истории Иосифа и его братьев в иудаизме. Это история Христа, Будды, греческого героя Геракла, египетского бога Гора, а также индуистского божественного аватара Кришну.

Юнгианские архетипы — это проявления коллективного бессознательного, потенциалы, которые реализуются, когда они входят в сознание и принимают форму поведения и взаимодействия с внешним миром. Архетип — это врожденный бессознательный двигатель нашего поведения. По Юнгу архетип Божественного ребенка - это возможное будущее для человека: «…«младенец» мостит дорогу к будущему изменению личности. В процессе индивидуации он предвосхищает образ, который появился в результате синтеза сознательных и бессознательных элементов личности. Таким образом, это символ, объединяющий противоположности, посредник, тот, кто приносит исцеление, иными словами, тот, кто создает целое. Вследствие того, что мотив младенца имеет такое значение, он подвержен многочисленным трансформациям… он может быть выражен окружностью, кругом или сферой, или же четверичностью как иной формой целостности». При этом Юнг определил, что ребенок не только исходная сущность личности, но также и конечная. Исходная сущность была до формирования личности человека в виде бессознательного состояния самого раннего детства, конечная — после человека, в том, что сохранится вне смерти. В этом представлении выражается всеобъемлющая сущность душевной целостности.

Это очень интересные наблюдения Юнга, потому что все они нашли свое подтверждение в моей  практике работы с образами бессознательного в эмоционально-образной терапии.

Отвергая идею о том, что мы приходим в этот мир с чистого листа, Юнг вместо этого полагал, что людей предопределяют «изначальные образы» бессознательного. Он пишет, что Божественный младенец — это не только «…картина определенных забытых фактов из нашего детства», но и «… предсознательный, младенческий аспект коллективной души». Он постулировал, что именно эта часть личности в основном влияет на все, что мы делаем, и на решения, которые мы принимаем. «Он (ребенок) – внутреннее веление, невозможность поступить иначе, оснащенное всеми силами и естественными силами инстинкта, в то время как сознание постоянно плутает в мнимости… И поэтому ребенок часто является носителем исцеления или просветителем».

Наши внутренние дети сформировались, когда мы действительно были детьми, но, в отличие от нас взрослых, так и не выросли, словно «застыв» во времени и развитии – особенно в трудные моменты жизни, словно отщепившись. Поэтому таких внутренних детей может быть достаточно много у каждого человека. Они хранят все воспоминания и эмоции, хорошие или плохие, которые мы испытали в детстве. Все эти переживания приводят к тому, что внутренний ребенок принимает решения и пишет жизненные сценарии для того чтобы выжить в своей действительности. А мы – взрослые – продолжаем жить в соответствии с этими «жизненными инструкциями».

По Юнгу архетип Божественного ребенка имеет два теневых архетипа: активный «Тиран высокого кресла» (прототип Выживающей части – Протестно-мстительного Саботажника в ЭОТ) и пассивный «Слабый принц» (модель беспомощности в Выживающей части).

Транзактный анализ Эрика Берна в конце 1950-х стал следующим психологическим направлением, которое использовало идею «ребенка внутри». Это ответвление психоанализа рассматривает то, как мы действуем по отношению к другим, исходя из одного из трех «состояний эго», а именно детского, родительского или взрослого, каждое из которых представляет собой целую систему мыслей, чувств и поведения, посредством которых мы взаимодействуем друг с другом. Детские переживания сильно влияют на нашу взрослую жизнь и являются основой для развития нашей личности и психологических или эмоциональных проблем, от которых мы страдаем. Точно так же Берн полагал, что наш детский опыт, особенно то, как нас воспитывают, влияет на формирование в процессе развития трех наших эго-состояний (Родитель, Взрослый и Ребенок). Затем это может бессознательно заставить нас воспроизводить те же отношения и поведение, которые наши родители проявляли по отношению к нам, к кому-то другому во время разговора или реагировали на общение и взаимодействие с собственными прошлыми детскими тревогами и переживаниями.

Свободный Внутренний ребенок – это первичная структура личности, с которой человек пришел в мир, и которая потом остаётся в уже более сложной структуре личности. Фактически это ядро личности – подлинное природное «Я», Она состоит из комбинации эмоциональных потребностей, желаний, творчества и любопытства. Изначальный свободный и здоровый Внутренний ребенок является носителем любви, спонтанности, доверия миру, творчества, желаний, потребностей, любопытства внутренних ресурсов личности. Либидо целиком принадлежит Свободному Внутреннему ребенку. В структуре взрослой личности, именно Свободный Внутренний ребенок несет в себе здоровую любовь и сексуальность.

Свободный Внутренний Ребенок знает свое жизненное предназначение и свой жизненный путь, часть, которая несет основные врожденные способности и таланты. В этой части личности скрыт смысл жизни человека. Аутентичная личность Внутреннего Ребенка - это не “ребячество” или “незрелость”, а отношение спонтанности и естественности “как у ребенка” по отношению к более глубокому "Я". Подлинная личность действует не как изолированная, самодостаточная, закрытая система, но всегда находится в отзывчивом, уязвимом и интимном общении с более глубоким источником бытия - самим Собой.

Возможно, это одна из причин, по которой Иисус сказал, что человек должен быть как “малое дитя”, чтобы получить Царство Божье. Если бы мы постоянно осознавали это принимающее детское отношение к своему глубинному "Я", то тогда бы мы жили бы целостной жизнью, наполненной смыслом и целеустремленностью, в то же время уважая нашу связь с другими людьми и со всей жизнью в целом, идя по пути самореализации, живя в постоянном общении с подлинным самим Собой.

Травмы, нанося ущерб Свободному Внутреннему ребенку, наносят ущерб самому сердцу личности. Такие травмы вызывают глобальный сдвиг от подлинного, спонтанного выражения аутентичной личности — к компенсирующему, защитному фокусу на выживании в нездоровой среде, формируя со временем Адаптирванного (Выживающего) Внутреннего ребенка.

Адаптированное детское Эго-состояние подчиняется и действует в соответствии с желаниями других, чтобы доставить им удовольствие и показаться хорошим и любимым. Тем не менее, у него также есть мятежная сторона, когда он сталкивается с предполагаемым конфликтом и вызывает реакцию сопротивления, враждебности и эмоциональной реактивности. Травмируют ребенка предписания родителей, которые сообщают: 

  1. Каким мы тебя видим
  2. Каким ты должен стать
  3. Когда ты хороший
  4. Когда ты плохой

В результате ребенок начинает адаптироваться к требованиям, и становиться таким, как его хотят видеть. Фактически ребенок приспосабливается к семейной системе, усваивания ее нормы, правила, предписания. Все это интроецируются и нарушает механизм самоидентификации "Кто Я?", так как ребенок должен постоянно сравнивать себя с интроектами родителей.  Родительсткие интроекты принимаются и удерживаются на важнейших чувствах: любви, принадлежности, безопасности. Ребенок идентифицирует себя с интроектами, подавляя или вытесняя свое подлинное Я. Ему начинает казаться, что это его собственные чувства и состояния, а не принятые родительские. Он вытесняет свое Я и идентивицируется с интроектами: "я злой, я плохой, я такой - я сякой".  Итроецированный набор правил приводит к формированию ПСЕВДОличности, которая даже не догадывается какая она на самом деле. Так формируется Эго-состояние Внутреннего Родителя, которые скопированы с реальных родителей (Экзо психе). 

Эрик Берн предположил, что дисфункциональное поведение является результатом самоограничивающих решений, принятых в детстве в интересах выживания. Такие решения завершаются созданием того, что Берн назвал «жизненным сценарием», бессознательным жизненным планом, который управляет тем, как человеком проживается его жизнь.

Концепция Внутреннего ребенка была далее развита командой мужа и жены Вивиан и Артура Янов в их «первичной терапии», изложенной в их работах «Первобытный крик» (1970) и «Чувствующий ребенок» (1973).

Один из методов помощи внутреннему ребенку был предложен арт-терапевтом Лючией Капаккионе в 1976 году и описан в ее книге «Восстановление вашего внутреннего ребенка» (1991). Ее метод включает воспитание «заботливого родителя» и «родителя-защитника» в рамках «внутренней семейной работы», чтобы заботиться о физических, эмоциональных, творческих и духовных потребностях человека в виде внутреннего ребенка. Она также описала «критического родителя внутри» и предоставила инструменты для его терапии.

Концепция Внутреннего Ребенка в психотерапии

Понятие Внутреннего ребенка в настоящее время широко используется в гештальт-терапии. Для гештальта это наиболее уязвимая и чувствительная психологическая структура нашего «Я». В настоящее время концепция Внутреннего ребенка также используется в гуманистической психотерапии, в когнитивно-поведенческой и поведенческой терапии (особенно в схема-терапии), в транзактном анализе, терапии внутренних семейных систем, в психодинамической терапии, в юнгианском анализе, который направлен на то, чтобы исцелить внутреннего ребенка (в том числе и с помощью самого ребенка-целителя).

Через процесс сознательного «восстановления» психотерапевты помогают своим пациентам распознать травму и боль Внутреннего ребенка. Сострадательно работая с этим ребенком, чтобы научить его новым моделям поведения, взрослый освобождается от принуждения действовать по прихоти непослушного бунтующего внутреннего ребенка в бессознательном.

В другом психодинамическом направлении, таком как эмоционально-образная терапия, работа с травмированным Внутренним ребенком (Т. Смирнова) также является центральной терапевтической концепцией. И о ней мы поговорим подробно в отдельной статье, раз уж так получилось, что ее автор является эмоционально-образным терапевтом.

В рамках психосинтеза c 1970-х внутренний ребенок (“Воспитание ребенка" Бетси Картер с соавт.) часто характеризуется как субличность, или также может рассматриваться как центральный элемент, окруженный субличностями.  Структура Внутренннго ребенка относится к той части психики, которая представляет самую чистую и самую подлинную сущность – по сути ядро личности, подлинное «Я» с которым каждый человек появляется на свет. И по сути это больше, чем эго-состояние или субличность среди других – это духовное “сердце” или “сердцевина” личности, оказывающее фундаментальное влияние на жизнь человека в целом.

Структура Внутреннего Ребенка хранит в себе воспоминания о всех этапах жизни и развития – начиная от зачатия, течения беременности, родов, раннего детства. Р. Ассаджиоли утверждал, что каждый период развития не забывается, а формирует отдельный аспект личности в целом в процессе, который он назвал психосинтезом этапов развития.  Но все это у взрослого человека надежно скрыто в бессознательном. Поэтому доступ в бессознательную сферу в терапии возможен только через Эго-состояние Внутреннего ребенка. Путь к высшему «Я», к трансперснальному «Я» , связывающего личность с другими душами и Богом, тоже знает только Внутренний ребенок. В этой структуре могут храниться воспоминания и опыт прошлых воплощений, трансгенерационных травм, предписаний, решений и жизненных сценариев, передающихся через поколения.

Внутренний ребенок - это не просто одна из частей личности, которая должна быть интегрирована в целое. Скорее, внутренний ребенок - это основа подлинного, целостного выражения человеком своего "я есть" в мире. “Внутренний ребенок” вбирает в себя все прошлые скрытые эпохи , которые составляли жизненный путь человека, так что целью работы с внутренним ребенком на самом деле является “психосинтез веков” Ассаджоли - достижение утраченной целостности своего существа.

Терапия внутренних семейных систем (IFS-терапия, Р. Шварц), развивая идеи психосинтеза, утверждает, что существует не одна субличность внутреннего ребенка, а множество. (Что подтверждается практикой образной терапии). Терапия IFS называет травмированных внутренних детей-субличностей «изгнанниками», потому что они, как правило, исключаются из мыслей и осознания, чтобы защититься от боли, переносимой в таких мысленных контактах. IFS-терапия использует методику, направленную на получение безопасного доступа к таким внутренним деткам - «изгнанникам», чтобы отследить истории их происхождения в детстве и обеспечить их исцеление.

Опыт и переживания нашего детства, положительные или отрицательные, которые возникают в первые годы детства (и, по С. Грофу, еще и до рождения – см. базовые перинатальные матрицы), формируют или диктуют модели нашего поведения, жизненные сценарии, формируют нашу личность. Эта эго-структура формируется как из положительных, так и из отрицательных переживаний, через которые мы проходим первые годы детства. В зависимости от того, как мы усваиваем этот опыт, наш внутренний ребенок может быть счастливым, оптимистичным, чувствительным или, наоборот, вспыльчивым, агрессивным или боязливым.

Детское «Я» может проявляться в поведении, эмоциональных реакциях или стилях общения во время сильных эмоций. Такое поведение может выглядеть как попытка получить поддержку от партнера, плач от беспомощности или желание наорать на партнера, когда что-то не получается. Внутренний ребенок может также проявлять себя положительно через игровое поведение, шутки, авантюризм, импульсивность, творчество и воображение.

Со взрослением этот Внутренний ребенок скрывается, забывается, и обнаруживает свое существование, когда мы оказываемся перед лицом трудностей, стрессов и травм. В этом случае Внутренний ребенок проявляется через чувства, эмоции, состояния, телесные ощущения, действия, поступки и решения. Именно он во взрослой жизни, определяет, как мы реагируем на те или иные обстоятельства. Например, если вы человек с иррациональными страхами, обидами, ненавистью, тревогой или просто неадекватно реагируете на определенные ситуации или слова, вполне вероятно, что это реакции вашего травмированного Внутреннего Ребенка.

Внутренний ребенок в восточных философиях

Архетипы Юнга основаны на идее, что мы не приходим в этот мир как чистый лист. Эта концепция находит отклик в восточной философии и вере в прошлые и будущие жизни, в законы кармы.

По законам кармы неудовлетворенные желания нашей прошлой жизни вынуждают нас переродиться в настоящей. Этот цикл также разворачивается от момента к моменту, поскольку неудовлетворенные потребности прошлого, о которых мы даже не знаем, управляют нашими действиями в настоящий момент.

Основное желание травмированного Внутреннего ребенка — исцелиться. Ребенок внутри нас, который остается в боли, страхе, гневе или ярости, в чувстве вины или стыда, либо отступает от окружающего мира, либо набрасывается на него, не в силах справиться со своими сильными эмоциями. Эти стремления могут быть прочно укоренены в черно-белом мышлении и твердых убеждениях как средстве защиты от внешнего мира. Но на самом деле такой человек нуждается в любящей доброте и принятия со стороны своего взрослого (любящего родительского) «Я», чтобы научиться доверять себе и почувствовать себя целостным – выйти из расщепленного состояния.

Пока внутренний ребенок не исцелится, наши прошлые проблемы будут продолжать проявляться. Карма говорит, что нам суждено повторять цикл, пока мы сознательно не прервем его. В то время как Юнг, возможно, имел в виду «скрытые подсознательные силы» Внутреннего ребенка, восточные философы называют их Семенами Кармы. Эти семена хранятся в бессознательном и, пока мы не заменим их позитивными семенами или не освободим их посредством самоосознания, они будут продолжать расти и созревать в негативные последствия.

Хорошая новость заключается в том, что мы можем посеять семена положительной кармы и извлечь пользу из положительных качеств исцеленного Внутреннего ребенка.

Исцеленный внутренний ребенок — это ребенок, освобожденный вами от травм как Любящим родителем. Здоровый и исцеленный Внутренний ребенок способен оставаться в настоящем моменте, больше не цепляется за черно-белые убеждения, и чувствует себя комфортно, отпуская вещи или людей. Такой ребенок внутри нас становится любопытным, игривым и веселым во всем. Согласно буддийской философии основное дело нашей жизни состоит в том, чтобы остановиться, заметить и выслушать своего Внутреннего ребенка. Мы не можем достичь целей своего высшего предназначения, не исцелив боль и травмы внутреннего ребенка, не проработав его печаль, страх, вину, обиду или гнев.

Реален ли Внутренний Ребенок?

Когда вы слышите про «внутреннего ребенка», вы можете задаться вопросом, описывает ли этот термин что-то реальное или является абстракцией? Разумеется, работа с Внутренним ребенком не относится к реальному ребенку внутри нас - это просто психологическая метафора. Тем не менее, многие клиенты находят эту метафору полезной, поскольку они обращаются к симптомам в терапии и размышляют о своем внутреннем «я» через образ своего маленького ребенка внутри. Иногда проявление сострадания и любви к себе как к ребенку может казаться более эффективным, чем проявление любви к себе в настоящем. Благодаря акту любви к тому, кем вы когда-то были, вы можете обнаружить, что на протяжении терапии у вас растет и эмпатия к себе нынешнему.

Хотя никто не может физически увидеть «Внутреннего ребенка», его образ может быть метафорически реальным, что позволяет вам воображать его, пребывать в нем и общаться с ним в любое время. Люди меняются по мере взросления, но их разум и тело могут нести воспоминания, чувства и шаблоны поведения из детства. Внутренний ребенок и его воспоминания иногда могут лежать в основе того, как человек чувствует себя во взрослом возрасте, и могут влиять на отношения, жизненные вехи и связи с родителями и семьей во взрослом возрасте.

Каким может быть Внутренний Ребенок?

В концепции тразактного анализа Э. Берна существует два варианта детского эго-состояния: Адаптированный ребенок и Свободный внутренний ребенок. Эрик Берн раскрывает понятие «внутренний ребенок» как проявление двух различных состояний: «Приспособившийся Ребенок — это архаическое состояние Эго, которое находится под родительским влиянием, в то время как естественный Ребенок — это архаическое состояние Эго, свободное от такого влияния или пытающееся от него освободиться». В естественном или свободном Внутреннем Ребенке заключены интуиция, творческие способности, здоровая спонтанность и радость.

Аналогом Естественного или свободного ребенка Берна является архетип Божественного Ребенка, точнее его ипостась Ребенка Целителя, того, кто является «медиатором, носителем исцеления… персонифицируя … жизненную мощь и целостность» в бессознательной сфере. Этот же архетип имеет и теневую сторону - Страдающий ребенок как противоположный феномен «обиженного, заброшенного, покинутого, подверженного опасности» Внутреннего ребенка.

Дополняя теории Юнга и Берна, американский психолог Кэролайн Мисс описала семь вариантов субархетипов детского архетипа человека:

  1. Травмированный (раненый) ребенок
  2. Брошенный или осиротевший ребенок
  3. Нуждающийся или Зависимый ребенок
  4. Волшебный или невинный ребенок
  5. Дитя природы
  6. Вечный ребенок
  7. Божественное дитя

1. Субархетип Травмированного ребенка хранит все воспоминания о пережитых травмах, о тех, кто их причинил и сохраняет пережитые негативные чувства. Это источник гнева, обид, вины, жалости.

Травмированный ребенок имеет положительную сторону в проявлении эмпатии к подобным «раненным» страдающим людям. В случае дезадаптации эта черта в результате вторичного расщепления в травме превращается в спасательство – когда травмированная часть не видит своей собственной травмы, но пытается спасать других людей с подобной травмой в бессознательной надежде спасти себя.

2. Субархетип Сироты или Брошенного ребенка – также травмированный внутренний ребёнок - архетип тех детей, кто был отвергнут или перестал принадлежать семье, роду или племени (исключенный член семьи или рода). Эта структура несет в себе чувство одиночества и покинутости, что, как и наличие любой другой травмированной части приводит к задержке роста личности, и компенсациям в виде постоянного бессознательного поиска тех, кто может заменить отсутствующих родителей, семью или род (партнеры, друзья, компании, сообщества, терапевтические группы).

Позитивная сторона архетипа позволяет развить независимость и самостоятельность, ориентацию на личный опыт и суждения.

3. Субархетип Нуждающегося или Зависимого Ребенка всегда стремится вернуть себе что-то, утраченное, хотя и не знает, что это. (Похоже на состояние при синдроме исчезнувшего близнеца). Такой ребенок фиксирован на собственных потребностях и негативном эмоциональном состоянии, жалеет себя и не видит потребности других.

4. Субархетип Волшебного или Невинного Ребенка несет в себе мудрость и храбрость, одарен воображением, умеет видеть внутреннюю красоту вещей и людей, верит в то, что нет ничего невозможного.

При травматизации этот субархетип начинает отрицать возможность чудес и трансформации зла в добро. Другим аспектом может быть вера в магию, что мыслью и фантазией можно достичь всего, ничего реально не предпринимая.

5. Субархетип Природного ребенка Вдохновленного глубинной, близостью с природными силами, Природного Ребенка отличает склонность к дружбе с животными. Не смотря на ранимость и эмоциональность, Природный Ребенок может иметь внутреннюю стойкость. Он может развить способность общаться с животными (в историях, отражающих этот архетип, животное часто приходит ему на помощь). Многие ветеринары и активисты защиты прав животных, возможно, переживали присутствие этого архетипа, в форме контакта с животными, с самого детства. Другие взрослые описывают свою способность войти в унисон с настроениями природы, исследуя возможности жить и работать в гармонии с ней, они уважают окружающую среду и относятся к ней бережно.

Теневой аспект Природного Ребенка проявляется в тенденции насилия над животными, людьми, и окружающей средой.

6. Субархетип Вечного ребенка

Вечный Ребенок ведет нас к тому, чтобы остаться навсегда молодыми в теле, мыслях, и душе, и не позволять физическому возрасту мешать нам жить.

Теневой аспект Вечного Ребенка часто проявляется в неспособности к зрелости и возложению ответственности взрослой жизни на свои плечи. Как Питер Пен, который изо всех сил сопротивляется окончанию детства, он может жить свободным от границ обычной взрослой жизни. Тень может проявиться в женщинах как чрезвычайная зависимость от тех, кто взял ответственность за их физическую безопасность. Она не может принять свой процесс старения. Знания о теневой стороне могут помочь управлять ею и превращать в ресурс.

7. Субархетип Божественного ребенка 

Божественное Дитя тесно связано с Невинным или Волшебным ребенком, но отличается от него своей выраженной искупительной (спасательской) миссией. Божественное Дитя ассоциируется с невинностью, чистотой и искуплением, богоподобными качествами, которые предполагают, что Дитя наслаждается особым союзом с самим Божественным. Однако немногие люди способны постоянно жить в божественной невинности.

Теневой аспект этого архетипа проявляется как неспособность защитить себя от негативных сил.

Как формируется травмированный ребенок?

Cуществует несколько типов фундаментальных причин психических травм у детей:

  • Оставление
  • Отвержение
  • Жестокое обращение, насилие, унижение.
  • Отсутствие признания
  • Деструктивные и неадаптивные предписания и драйвера, которые получают дети

Все дети заслуживают того, чтобы чувствовать себя в безопасности — в безопасности от вреда, страха и нужды. Безопасность означает не только физическую безопасность, но и эмоциональное и духовное благополучие. Когда дети чувствуют себя в безопасности в семьях, в которых они родились, их границы уважаются и их потребности удовлетворяются, поэтому они чувствуют себя в безопасности.

Детская травма, когда потребности ребенка не удовлетворяются, разрушает у ребенка чувство безопасности, вызывая у него повышенную бдительность и страх. Во взрослом возрасте эти травмирванные Внутренние дети никогда не исчезают, равно как и принадлежащее им чувство небезопасности и того, что мир — ужасное и опасное место. "Когда ребенок чувствует постоянную опасность, в его психике открывается огромная зияющая рана, настолько болезненная, что многие взрослые неосознанно подавляют ее". (Кнайсл, 1991 г.)

Детская травма может принимать разные формы. Травматические события в детстве могут включать следущие события: 

  • Злоупотребление или пренебрежение
  • Запугивание
  • Стихийные бедствия
  • Финансовые трудности
  • Аварии
  • Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ в семье
  • Другие психические или физические заболевания в семье
  • Смерть любимого человека
  • Домашнее насилие в семье
  • Быть беженцем
  • Нестабильный корпус
  • Отсутствие предсказуемости в поведении 
  • Разлука с родителями
  • Изоляция
  • Сексуальное или физическое насилие в детстве
  • Значительные жизненные изменения или переезды

Как может проявляться Травмированный Внутренний Ребенок?

Внутренний ребенок в нас бессознательно воссоздает детские эмоционально-чувственные состояния, проецируя роли значимых других, таких как родители, братья и сестры, на текущие отношения. Неудовлетворенные потребности Травмированного Внутреннего Ребенка желают быть удовлетворены, а непрожитые травмы желают быть исцелены. В результате структура Травмированного ребенка стремится приводить нас в жизненные ситуации, когда возможно повторное прожитие травмирующей ситуации. Например, нерешенные проблемы с отцом или другим авторитетным лицом будут проецироваться на нашего начальника. И если вас обижала в детстве отвержение или критика со стороны родителей, наш Внутренний ребенок будет «искать» в окружающих людях и ситуациях все, что похоже на то, что происходило с родителями. При этом особое внимание будет уделено поиску признаков критики и отвержения, а позитивные сигналы, такие как любовь и принятие могут игнорироваться.

Например, Травмированный Внутренний Ребенок может проявить себя в следующих обстоятельствах:

  • Тяжелые переживания перед лицом каких-то определенных требований, оскорблений, отвержения или насилия (синдром попадания в травму). Тогда мы можем чувствовать интенсивную грусть, печаль, никчемность, вину, стыд или страх, беспомощность или желание исчезнуть, или умереть перед лицом эмоциональной или физической атаки со стороны других.
  • В стрессовых ситуациях могут появляться «детские» мысли и решения, которые уже появлялись у нас в трудные моменты детства. Например, если ваш начальник требует и приказывает вам выполнить какое-то задание или ругает вас из-за незавершенного проекта, вы можете чувствовать себя «заблокированным», начинаете придумывать оправдания, как когда-то в детстве, когда строгий отец попросил объяснений по поводу его невыполненной просьбы или задания.
  • В тяжелых ситуациях проявляется «детское» поведение, когда мы начинаем вести себя так же, как тогда. Например, в ответ на трудности или неудачи, мы замыкаемся в себе, включаем «буку», плачем, стараемся привлечь внимание, проявляем агрессивность, высмеиваем или обесцениваем другого. Ярким примером может быть провоцирующее поведение, чтобы «наказать» своего партнера, не оправдавшего ваших ожиданий.

Другими признаками наличия Травмированного Внутреннего Ребенка могут быть:

  • Глубокое чувство, что с вами что-то не так
  • Стремление угождать людям
  • Стремление спасать других
  • Бунтарство и ощущение жизни только во время конфликтов и опасности
  • Стремление к стяжательству и накопительству
  • Неспособность отпустить имущество и людей
  • Страх или беспокойство перед чем-то новым или незнакомым
  • Чувство вины за установление границ
  • Стремление быть супер-успешным
  • Быть совершенным (перфекционизм)
  • Прокрастинация
  • Постоянная самокритика
  • Стыд выражать свои эмоции
  • Стыд за свое тело и внешность
  • Глубокое недоверие к кому-либо еще или к жизни в целом
  • Избегание конфликтов любой ценой
  • Страх быть брошенным
  • Самосаботаж
  • Саморазрушающее поведение
  • Пассивно-агрессивное поведение
  • Всплески гнева и агрессии
  • Подавление эмоций
  • Небезопасная привязанность
  • Зависимости
  • Созавистимость

Почему важно исцелить Травмированного Внутреннего Ребенка?

«Исцеление травмированного внутреннего ребенка — это глубокий процесс, который позволяет нам восстановить нашу подлинность и заново открыть нашу истинную сущность».

Элис Миллер, психолог,

автор книги «Драма одаренного ребёнка»

Травмированный Внутренний Ребенок может повлиять на то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя в повседневной жизни. Это может проявляться через неудовлетворенные желания и потребности, подавленные эмоции, повторяющиеся модели поведения и жизненные сценарии, трудности с установлением здоровых отношений, психосоматические проблемы. Признание и установление связи с нашим Внутренним Ребенком — важный шаг на пути к самоанализу, эмоциональному исцелению и личностному росту.

Найдя и приняв своего Внутреннего Ребенка, мы можем научиться заботиться о нем, воспитывать его и исцелять любые эмоциональные раны, которые он, возможно, испытал. Это означает обращать внимание на наши эмоциональные потребности и уделять им пространство и время, которых они заслуживают. Поступая так, мы можем способствовать искренности, радости и творчеству во взрослой жизни.

Почему это так важно для душевного здоровья? Во многих случаях за текущими проблемами, которые пациент приносит в терапию, стоит Травмированный Внутренний Ребенок, получивший травмы в детстве, и по сей день продолжающий испытывать определенные трудности, возможно до сих пор «оставшийся» в то или тех травматических событиях. Работа с Травмированным Внутренним Ребенком — тонкая работа, требующая много времени, чтобы осознать, что этот Ребенок до сих пор здесь, и что он до сих пор травмирован, и что его травма до сих пор влияет на нас в нашей повседневной жизни.

Если душевные раны слишком глубоки или жизнь становится невыносимой, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Квалифицированный терапевт или психолог может предоставить вам поддержку и средства психологической помощи, необходимые для исцеления вашего внутреннего ребенка.

Также важно помнить, что у каждого человека есть свой собственный уникальный внутренний ребенок. Не существует единственно правильного способа испытать это или соединиться с ним. Некоторым людям визуализация образов, письмо, арт-терапия или медитация могут помочь в установлении связи со своим внутренним ребенком. Цель состоит в том, чтобы изучить и выяснить, какие стратегии лучше всего подходят для каждого человека.

Существует несколько методов исцеления внутреннего ребенка. Вот несколько стратегий, которые доказали свою эффективность.

Регрессионная терапия

Эта форма терапии позволяет людям исследовать и работать с подавленными детскими воспоминаниями. Под руководством специалиста в области психического здоровья вы можете заново пережить прошлый опыт и противостоять ему, предоставляя возможность для понимания и примирения.

Гештальт-терапия и Эмоционально-образная терапия

Гештальт-терапия и ЭОТ предлагают особенно актуальный подход к работе с ребенком. В этих видах психотерапии признается важность изучения и поддержки всех частей себя, включая нашего внутреннего ребенка. Людей поощряют общаться со своим раненым ребенком с помощью таких методов, как разговор с самим собой, техника пустого стула и управляемого воображения. Эти инструменты позволяют людям дать голос своему внутреннему ребенку и услышать свои самые глубокие потребности, желания и эмоции. Находя и осознавая неинтегрированные части себя и сострадательно работая с ними, мы можем исцелить прошлые эмоциональные раны и восстановить жизненную силу и подлинность нашего внутреннего ребенка. Гештальт-терапия предлагает нам безопасное и поддерживающее пространство для исследования и воспитания нашего внутреннего ребенка, тем самым способствуя большему балансу и благополучию в нашей повседневной жизни.

Арт-терапия

Художественное выражение может быть эффективным способом изучения и выражения чувств вашего пострадавшего ребенка. Рисование, раскрашивание, лепка из глины или даже танец — это занятия, которые могут помочь вам соединиться со своим внутренним ребенком и позволить ему выразить себя так, как иногда не могут выразить слова.

Результат психологической помощи своему Внтуреннему ребенку

Вот несколько преимуществ, которые вы можете получить от работы с внутренним ребенком:

  • Понимание своего прошлого
  • Чувство связи с собой
  • Прощение ваших опекунов или родителей
  • Прощение себя
  • Представляя идеальное детство
  • Чувствовать себя в безопасности в своем теле и дома
  • Ощущение способности быть родителем и заботиться о себе
  • Чувство способности быть одиноким и независимым
Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/