Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Психологическая поддержка детей в боевой обстановке

Психологическая поддержка детей в боевой обстановке

Психологическая поддержка ребенка во время обстрела или бомбежки

  • Старайтесь оставаться как можно более позитивным. Дети читают по вашему поведению, что происходит. Вам не всегда нужно оставаться "сильным"; вы уже делаете все, что в ваших силах. Занимайтесь уходом за собой и ребенком и демонстрируйте нейтральные или положительные эмоции.
  • Обнимите своих детей, если они хотят, и позвольте им "уютно устроиться" у вас на коленях.
  • Накройте ребенка покрывалом или курткой – сделайте для него безопасную «норку».
  • Пойте вместе детские песни. Это дает ощущение безопасности т уменьшает выраженность стресса.
  • Избегайте открытых конфликтов и конфронтации между друзьями и семьей.
  • Принимайте то, что чувствует ваш ребенок, какие бы эмоции он ни проявлял.
  • Чем больше вы получаете поддержки от других, тем лучше вы сможете помочь своим детям.
  • Молитесь вместе со своим ребенком, если вы верите в бога или духовность.
  • Не поощряйте в своих детях чувства гнева или мести. Это только усиливает беспокойство у вашего ребенка. Вместо выражения гнева, научите ребенка мысленно возвращать причиненное зло тому, что его причинил. Пусть ребенок увидит, как зло выходит из его тела в виде какого-то образа (дым, извержение вулкана, столб пламени, черные птицы и т.п.)
  • Что касается подростков, обеспечьте баланс между отношением к ним как к взрослым (говорите правду, делитесь с ними своими мыслями, возлагайте ответственность), но также позволяйте им просить о поддержке, бояться и капризничать.

Способы снижения стресса у ребенка в экстремальной ситуации

Нюхание цветов: Попросите своего ребенка представить, что он нюхает цветок, глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот. Они также могут мысленно представить цветущие цветы в своем теле. Упражнение с нюханием позволит уменьшить боль и страх: представьте, как они пахнут, и нюхайте их, пока запах не изменится на приятный цветочный или другой.

Маленький кролик: Точно так же, как кролик в саду нюхает все носиком, предложите своему ребенку делать три быстрый вдоха через нос, задержать дыхание и сделать один долгий выдох через рот (лучше на 6-8 счетов). Научите ребенка дышать животом (диафрагамальное дыхание – на вдохе живот надувается). Длительный глубокий выдох быстро снижает частоту пульса и артериальное давление.

Шарик для стресса: Сделайте свой собственный шарик для стресса, заполнив ткань, пластиковые пакеты или воздушные шарики сухой чечевицей или рисом. Пусть ребенок сжимает попеременно мячик правой и левой рукой, чтобы снять мышечное напряжение.

Представьте себе безопасное пространство, где бы это ни было. Позвольте вашему ребенку выразить то, что он видит и чувствует, представляя себя в этом месте.

Напомните своему ребенку о положительном прошлом опыте, семье и друзьях.

Как можно больше:

  • Постарайтесь обеспечить удовлетворение основных потребностей (еда, питье, одежда, тепло, подгузники, туалет).
  • Постарайтесь выстроить распорядок дня. Распорядок дня обеспечивает стабильность и уверенность в том, что, по крайней мере, что-то постоянно и находится под контролем
  • Избегайте подвергать детей воздействию травмирующей информации: в реальной жизни, по телевизору, по радио или на вашем телефоне.
  • Старайтесь не направлять своего ребенка на то, чтобы он испытывал или не переживал определенные чувства («Не бойся! Будь храбрым!»). Некоторые могут быть очень сдержанными и спокойный во время обстрелов и бомбежек, в то время как другие могут злиться и проявлять агрессию. Просто назовите и примите их чувства («Я вижу, что тебе страшно. Это нормально в такой ситуации»)

Рекомендации по физической безопасности во время обстрела

  • Покажите ребенку, как скрываться, когда поблизости идет бомбежка: лягте на живот, прикройте уши и слегка приоткройте рот.
  • Если поблизости нет укрытия, лучше стоять на лестничной клетке здания и держаться подальше от окон. Соблюдайте правило двойной стены — между улицей и вами должно быть как минимум две стены.
  • Напомните своему ребенку, чтобы он не прикасался к неизвестным предметам или осколкам после взрыва, чтобы избежать взаимодействия со взрывчатыми веществами.
  • Потренируйтесь со своим ребенком: что мы делаем, когда идет активная бомбардировка? Что мы будем делать после этого?

Если есть доступное укрытие, потренируйтесь бегать в укрытие. Превращение реагирования на обстрелы и бомбежки в рутину может значительно снизить стресс и дать вашему ребенку некоторое чувство контроля.

Соберите "аварийную сумку" с основными принадлежностями, которые вы можете взять с собой, когда переедете в убежище или подвал. Положите в сумку несколько маленьких игрушек, а также еду, напитки, подгузники, запасную одежду, телефон, документы и т.д.

Что делать после бомбежки или обстрела?

Помните, что основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку проработать травму в безопасной среде, а не похоронить ее и скрыть. В безопасной среде  означает, что должно пройти вермя после травмирующего события, и ребенок должен быть уверен, что в настоящий момент ему ничего не угрожает.

Вытесненные или подавленные чувства все еще живы и вызывают больше проблем, чем прожитые и отреагированные. Научите ребенка выражать свои чувства по поводу того, что произошло, так, как это лучше всего подходит для ребенка. Для одного ребенка это может быть рисование, для другого — рассказ, а для третьего — разыгрывание ролей, как в представлении. По мере того, как боль от травмы ослабевает, ребенок должен делать то, что дает ему чувство контроля и самореализации, что-то, что ему нравится делать, что у него хорошо получается, или что-то, чему он хотел бы научиться, что дало бы ему большую уверенность.

Помогите выжившему ребенку поверить в себя, в то, что преодоление его боли важно для его будущего, будущего его страны и его народа. Покажите ему перспективу: скажите, что когда он будет взрослым, он будет с гордостью вспоминать, как с честью пережил опасное время. При возможности, обратитесь за первой психологической помощью для ребенка и для себя. 

author 10

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/